«Я с детства любила рисовать. Поступила в художественный колледж, а затем в Академию искусств», – рассказывает дизайнер мебели . Сегодня девушка работает в студии «Симфония интерьера», проектирует мебель, мечтает учиться в Италии. MebеlMinsk.by поговорил с ней и узнал, как живется дизайнеру в нашей стране.
Цвет: как молочный шоколад, в котором 30% какао
Об учебе в Белорусской государственной академии искусств у Светланы остались теплые воспоминания.
– Я не боялась, что не смогу сдвинуть мебель. Была уверена, что в университете парни будут мне помогать. А оказалось, что некоторым из них самим нужна была помощь, – смеется хрупкая девушка. – Все пришлось делать самостоятельно. Но ничего, я справилась.
Дизайнер вспоминает, как она вместе с другими студентами практиковалась в настоящей столярке со станками. Проектировала табуретку или комод, а потом изготавливала ее.
– Там было два мастера, которые присматривали за нами, следили, чтобы никто ничего себе не отрезал, – смеется Светлана.
По словам девушки, в академии была лирика, а когда учеба закончилась, началась практика.
– На работе я училась уже совершенно другому: общаться с заказчиком, делать замеры и чертежи для производства. Не достаточно было только составить проект, нужно было присутствовать на определенных этапах изготовления и при монтаже. Творческий подход был уже не столь важен, в первую очередь важно было соблюдение технических моментов.Иногда заказы кажутся на первый взгляд легкими, и есть соблазн какой-то из этапов проектирования опустить. Но практика показывает, что чем быстрее хочешь его сделать, тем больше шансов, что может получиться какая-то неожиданность. Например, делаешь проект без чертежей, экономишь пару дней, а потом тратишь месяц на монтаж.
По словам девушки, один из подводных камней этой профессии – сложные заказчики.
– У меня была одна клиентка, которая работала на шоколадной фабрике.Вдохновленная путешествиями по Европе, она хотела мебель с отделкой под старину, и чтобы цвет патины был как молочный шоколад, в котором 30% какао. Было непросто найти этот оттенок. Еще сложнее было объяснить это мастерам в покрасочном цеху. Сделали множество образцов, и, когда наконец-то клиентка была довольна результатом, один из маляров сказал: «Сколько лет работаем, а такой страшной патины еще не делали». А другая мастер добавила: «Как будто мухи нагадили»! – вспоминает Светлана.
Еще одна трудность – не всегда необходимые материалы есть в наличии.
– Мы делаем эксклюзивную мебель. И, как правило, люди хотят что-то особенное. Иногда нужно долго ждать поставок материалов, искать им замену или ехать за ними в Москву, – объясняет Светлана. – Больше всего мне нравится в этой работе, когда есть результат и люди довольны.
На большой фабрике дизайнеру продвигать идеи тяжело, а в частной фирме проще
По мнению Светланы, за рубежом дизайнеров ценят больше и платят им лучше, чем в нашей стране.
– У нас еще не все понимают, что дизайнер мебели необходим. На производстве иногда считают, что это излишество. На моей прошлой работе как-то пришел мастер и говорит: «Почему я должен делать так, как сказал дизайнер. Он что, лучше меня?» Во многих компаниях на дизайнерах экономят. Их работу выполняет технолог, конструктор или даже менеджер. Технолог, конечно, знает, как сделать мебель, но у него может отсутствовать вкус. Я, например, вижу, что должны быть соблюдены определенные пропорции, а он нет. Поэтому часто смотришь на белорусскую мебель, на первый взгляд все хорошо и качественно, но в мелочах всегда что-то не доделано.
На прошлой работе директор не хотел отпускать меня на международную выставку дизайна в Москву. Чтобы туда попасть, мне пришлось писать заявление на отпуск за свой счет. Потом я на себе везла стопку журналов с итальянской мебелью. В компании потом все ими пользовались, какие-то идеи появились, стали их применять на практике.
В Беларуси дизайнер часто наедине с собой. Он один должен воевать со всеми конструкторами, которые будут говорить, что «это неправильно» и «не по ГОСТу». На одной фабрике однажды столяр мне сказал: «Я не умею делать точеные ножки, поэтому они будут квадратные». На большой фабрике дизайнеру продвигать идеи тяжело, а в частной фирме проще.
По словам девушки, назвать профессию дизайнера мебели прибыльной в нашей стране нельзя.
– Как правило, когда люди построили или купили квартиру, все деньги у них уходят на ремонт, а на мебель уже ничего не остается и они стараются экономить, – уверена Светлана. – Когда есть сложный и дорогой заказ, то он растягивается на долгий период. Времени тратишь много, а бюджет не увеличивается. Думаю, в Беларуси более прибыльно заниматься бюджетной мебелью. Например, делать недорогие кухни.
Нужно воспитывать заказчика, а не подстраиваться под него
По мнению Светланы, в Беларуси нет традиций мебельного производства.
– В Италии существуют небольшие семейные фабрики, где оттачивают мастерство до совершенства из поколения в поколение. А у нас большая текучесть кадров. Пришел молодой дизайнер на фабрику по распределению, нарисовал мебель и ушел. Даже на одном энтузиазме проблему дизайна у нас не решить. И он быстро заканчивается, когда нужно постоянно думать, где подработать. Наверное, время должно пройти и тогда заказчик сам поймет разницу, – рассуждает девушка. – У нас есть небольшие компании, где делают мебель с европейским дизайном. Например, «Мехо» или «Furman». У фабрики «ЗОВ» есть неплохие модели. Там достаточно большой выбор. На крупных предприятиях с мебелью всегда что-то не то.
Светлана уверена, что нужно воспитывать заказчика, а не подстраиваться под него. Необходимо делать качественную мебель с хорошим дизайном и предлагать людям.
– Но у нас пока все еще подстраиваются под заказчика, – уверена девушка. – Потому что мебель нужно как-то продавать и как-то жить. В то же время дизайнер должен прислушиваться к мнению клиента и руководить процессом.
По мнению дизайнера, современная мебель должна быть экологичной и функциональной.
– Сегодня тенденция такая, что используют натуральные материалы и стараются выявить их текстуру и характер. Если в интерьере будет камень, то важно, чтобы был виден его рисунок, сама фактура.
Мебель для своего дома Светлана проектировала сама. Мы спросили, что ее вдохновляет.
– Не всю, конечно, но двери и спальню я делала по собственному дизайну. А про вдохновение сложный вопрос. Если я говорю, что у меня нет вдохновения, то это значит, что мне просто лень. Когда я начинаю рисовать мебель, то сам процесс меня и вдохновляет. А если я проектирую интерьер, меня может вдохновлять природа, путешествия, растительные мотивы или насекомые.
Девушка поделилась с нами своими планами на будущее.
– Мечтаю создать коллекцию мебели, но для этого необходимо подходящее производство. Еще меня интересует промышленный дизайн. Думаю, лучше всего его изучать в Италии. Мне было бы интересно создавать светильники.
- По информации: mebelminsk.by