«Желтый металл я полюбил еще во время службы на флоте в 90-е годы. На корабле было много деталей из бронзы, меди и латуни, за которыми нужно было ухаживать, — рассказывает Дмитрий Тихоненко и приглашает нас в свою мастерскую. — Когда домой вернулся, стал коллекционировать антикварные предметы. А потом и сам начал творить».
У меня нет места бутафории
Открываем дверь с надписью «Ремесленная» и оказываемся в святая святых — мастерской. Здесь рождаются эксклюзивные изделия. У стены стоит переделанная (с использованием бронзы) кухонная техника, в углу причудливый шкаф с медными элементами, на столе лежит телефон в медно-латунном корпусе.
О том, что занимается стимпанком, Дмитрий узнал уже после того, как создал многие из своих работ.
— Три года назад никто практически и не знал, что это такое. Я сам об этом услышал в начале 2000-х годов, когда меня пригласили на выставку ребята из Москвы. Она была посвящена антикварным автомобилям, — вспоминает Дмитрий. — Они мне и сказали, что мои работы как раз в этом стиле. На что я ответил, что они, наверное, ошиблись. Как человек, рожденный в СССР, услышав слово «панк», возникают ассоциации с ирокезом, крашеными волосами, шипами (смеется).
Сегодня, благодаря Дмитрию и еще нескольким энтузиастам, Беларусь продвинулась в этом направлении, а стимпанк набирает обороты.
Определение из википедии:
Стимпанк, паропанк (англ. steampunk, от steam — «пар» и punk — «протест», «конфликт») — направление научной фантастики, моделирующее альтернативный вариант развития человечества, при котором были в совершенстве освоены технология паровых машин и механика. Как правило, стимпанк подразумевает стилизацию под эпоху Викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением.
Какое было первое изделие, Дмитрий уже и не помнит.
— То ли микроволновка, то ли вытяжка, то ли холодильник. Чаще всего в этом стиле делают одежду, аксессуары. Но это все бутафория, а у меня ей нет места. Если я что-то сделал, то каждая кнопка имеет свое предназначение, каждый рычажок работает. Вот почти закончил кофемашину, — демонстрируя ее функциональность, Дмитрий готовит кофе. — С ней еще нужно поработать — будут двигающиеся механизмы.
Каждый предмет рождается как ребенок
Мы расспросили мастера о технологии производства:
— Беру обычное заводское изделие. Будь то СВЧ печь или плита. Разбираю его и мастерю. У меня нет кузни. Я больше чеканю. Работаю у себя дома или в мастерской. Кузня нужна для того, чтобы изготавливать кованую мебель. Цветной металл обрабатывается иначе. У меня есть паяльная лампа, которой я его отжигаю и, конечно, полный набор сопутствующего инструмента, и опыта, которым обзавелся за эти годы.
По словам Дмитрия, материалы можно достать без проблем. Чертежи будущих изделий он делает сам, но иногда обращается за помощью к друзьям дизайнерам.
— У меня есть знакомые дизайнеры, с которыми я советуюсь, получаю рекомендации в случае необходимости. Каждый предмет рождается как ребенок. В каждом — частичка моей души, — признается мастер.
Это дело нужно любить, хотя у многих к нему коммерческий интерес
Обращаем внимание на высокий шкаф с выдвижными шуфлядами и мини-баром, в который встроена другая кофемашина.
— Этому изделию уже более 5 лет, — объясняет Дмитрий. — У меня появилась тогда эта встраиваемая кофе машина. Нужно было ее куда-то вставить. Я заказал шкаф у мебельщиков. Внизу я сделал подогрев посуды. Здесь стоят чашки, а вот тут отдел для спиртных напитков. Так получился кофейный шкаф-буфет. Назвал его «Реквизит».
У Дмитрия высшее техническое образование, но, несмотря на это, он является членом Союза дизайнеров Беларуси.
— Для меня это хобби, а не бизнес. Все, что вы видите, это плоды моего творчества, я так отдыхаю. Кто-то отправляется на рыбалку, кто-то играет в бильярд, а я мастерю,— признается он. — Иногда делаю изделия для друзей в подарок, не более того. Кофемашину, например, делал полгода. Для себя я понял, что работать нужно, когда есть вдохновение. Потому что переделывать все, потом трудозатратно.
На вопрос о стоимости изделий Дмитрий отвечает неохотно.
— Я их не оцениваю. Если бы мне сказали продать этот шкаф, я бы его не продал, но для друзей сделал бы с удовольствием, но не идентичный. Мои работы не повторяются, каждая имеет свою индивидуальность, «характер и настроение», так сказать, — рассуждает художник. — Вы не первая, кто задает мне этот вопрос, а друзья так и вообще «заставляют» открыть свое дело в этом направлении. Я уже и сам задумываюсь, но пока не решил, хотя сейчас работаю над проектом в этом стиле (смеется).
В планах у Дмитрия развивать проект, доделать кофемашину, участвовать в выставках и выучиться на бариста.
По информации: mebelminsk.by