Диван в Османской империи: немного лингвистики

Диван не покидает человеческое жилище сотни веков, преображаясь, меняя свою форму и назначение. И все же диван в привычном для нас виде появился только в XVII-XVIII столетиях.

Диван в Османской империи: немного лингвистики

Впервые слово “диван” встречается на востоке, в Османской империи (современные Турция и Иран). Оно происходит от турецкого dīvān и персидского dīwān. Диваном называли  поземельные книги, перечни и списки. Потом такое же название получил томик стихов. Позже так начали называть комнату в турецком доме (рис.1), по периметру которой были выставлены скамьи с мягкой обивкой.

Дворец Топкапы, Стамбул.

рис. 1. Дворец Топкапы, Стамбул. Источник: privet.club

Собрание министров в Турции называли точно так же. И наконец, диваном стала называться мягкая софа со спинкой, ручками или валиками (рис.2). На ней могли сидеть и лежать.

Gaetano Previati. Курительницы гашиша.

рис. 2. Gaetano Previati. Курительницы гашиша. Источник: www.pictorem.com

Диван в эпоху античности

Ни римляне, ни греки не были знакомы с диваном в понимании жителей Востока. Они знали о многом: философии, искусстве, литературе, создавали шедевры архитектуры, знали толк в гедонизме, но тем не менее после тяжелого дня садились на мрамор или бронзу. Камень, стекло и мозаика украшали их мебель, но настоящий комфорт им был незнаком.

И все же римляне имеют отношению к современному дивану. Всем знакомая кушетка — это потомок римской клинии (рис. 3) — ложа, которое они переняли у греков. На них патриции возлежали во время бесед и принятия пищи. Это было металлическое сиденье с выступом с одной или двух сторон для подушек. На бронзе было не расслабиться и не отдохнуть, а потому подушки были не только декоративным элементом, но и помогали предотвратить онемение во время длительных трапез.

Римские клинии, I в

рис. 3. Римские клинии, I в. Источник: Википедия

Диван в Средневековье

Жители средневековой Европы не знали ни восточного дивана, ни римской кушетки. На чем же они сидели? Это зависело от происхождения: знатная персона восседала на скамье, которая как раз и заменила диван (рис. 4). Образованный монах — на аскетичном табурете, а простой работяга на корточках или грубо сколоченном ящике. И несмотря на социальные различия, первый, второй и третий не знали что значит удобно сидеть, не могли правильно расслабить спину и беспечно протянуть ноги.

Восстановленная обстановка пиршественного зала замка  в Йорке (1483г.)

рис. 4. Восстановленная обстановка пиршественного зала замка  в Йорке (1483г.) Источник: builddirect.com

Причиной аскетизма была не нехватка материала или грубые руки мастеров. Средневековое христианство несло в себе цель просветить душу, но и не забывало всячески обуздать тело, так как считалось, что душа и тело — неразрывны. Мягкие сиденья никак не вписывались в концепцию умерщвления плоти.

Пока европейское общество пыталось разобраться в духовных ориентирах и медленно, но все же приблизиться к комфорту, на Дальнем Востоке китайцы использовали в обиходе кровати очень похожие на современные диваны. Это кровать “архата” (рис.5) с тремя бортиками, которые напоминают спинку и подлокотники.

У. Цзинвэнь “12 красавиц”.

рис. 5. У. Цзинвэнь “12 красавиц”. Источник: chinaperevod.com

Мягкий диван в эпоху Возрождения

Идея набить шкуру или ткань мягким материалом, чтобы потом использовать это изделие для отдыха была не нова. Еще в древнем Египте использовали подушки, но чтобы создать целую мебель по такому принципу — пришлось подождать несколько тысячелетий.

Мягкая обивка стала частью интерьера только к концу XVI века в Англии. С этого времени она стала распространяться по континентальной Европе и стала значимым элементом интерьера королевских дворцов.

Эпоха Возрождения — это переворот эстетических предпочтений и возврат к античным идеалам. Человеческая мысль стала смелее и многие суровые постулаты христианства были свергнуты. Все эти процессы смягчили дерево и камень средневековой мебели в буквальном смысле. Богатых людей окружала мягкая мебель, вернулись забытые кушетки.

Предшественником канапе — маленького дивана — была итальянская касса-панка (рис.6). Это скамья-сундук, которая по своей форме напоминает современный небольшой диван. Касса-панку делали из дерева, поэтому удобства она доставляла не много, а вот красоты и чувства превосходства — достаточно. К тому же внутри хранили деньги и прочие ценности, а некоторые купцы предпочитали вести дела, только сидя на ней. Для безопасности.

рис. 6. Источник: livingspace.com.ua

Кстати, именно касса-панка легла в основу знаменитого сталинского дивана.

Диваны в Версальском дворце

Италия, как центр мебельного производства, во второй половине XVII века уступает место Франции. Версаль становится мебельным центром и ориентиром для всех мастеров Европы.

Дворец Людовика XIV — это место открытий и эстетических переворотов. Здесь появляются не только новые виды танцев, церемоний, невообразимые законы и порядки, но и новые виды мебели. Первый диван, который отдаленно напоминает современный был как бы составлен из несколько стульев  в ряд (рис. 7). Опорой такой мебели служили шесть или восемь ножек.

рис. 7. Источник: faccents.com

Чаще всего верхняя часть спинки имела волнистую форму, которую повторяли боковины. Форма волны и завитка — основной элемент роскошной и перегруженной барочной мебели.

Дворяне, у которых было достаточно денег на забавы, хотели сидеть на чем-то необычайно комфортном. Спрос рождал предложение, и мастера удивляли заказчиков новыми идеями. В результате появились шезлонги, диваны и диванчики — подобие канапе, которые по-английски двусмысленно называются loveseat. Казалось бы, это мебель для любовных утех, но вовсе нет. Изделия были специально разработаны для тяжеловесных и массивных платьев с кринолинами из железных прутьев, которые приходилось носить дамам XVII века. (рис.8)

Портрет Марии Антуанетты.

рис. 8. Портрет Марии Антуанетты. Источник: pinterest.co.uk

Такая мебель позволила женщине протянуть ноги и отдохнуть, чувствовать себя более свободно, будучи закованной в корсет. Со временем костюмы уменьшились в размерах и loveseat стали использовать как место для разговора тет-а-тет.

Эпоха Людовика XIV и Людовика XV — это революция в понимании комфорта, настоящий мебельный переворот. Мебель становится источником наслаждения, а не только жестким и холодным свидетельством статуса и финансового положения. А вот Людовик XVI станет свидетелем совсем другой революции, жестокой и кровавой, благодаря которой понятия удобства и красоты станут доступными не только аристократам, но и народным массам.

В Российской империи диваны стали широко распространяться в середине XVIII века. Прорубленное “окно в Европу” не привило любви русской знати к миниатюрным канапе. Зато популярность приобрел восточный тип — крупный диван, с большим мягким сиденьем.

Князь Потемкин в качестве военного трофея преподнес Екатерине II огромный турецкий диван (рис. 9), который дал имя одной из комнат дворца в Петергофе — диванная.

Диванная в Большом Петергофском дворце.

рис. 9. Диванная в Большом Петергофском дворце. Источник: prosdo.ru

Диваны Честерфилд

Если заглянуть в словарь, то можно узнать, что Честерфилд — это не только город в Англии и название футбольного клуба, но еще и диван. Например, в Оксфордском словаре английского языка сказано, что словом “честерфилд” называли кожаный диван уже в 1800-х годах.

Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилда (рис. 10) был политиком и писателем, покровителем Вольтера, известным законодателем моды.

Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилда

рис. 10. Источкик: museum-design.ru

Он заказал своему мастеру диван, невиданной до сих пор формы.

Чем он был так необычен?

  • Это был первый полностью обитый диван в истории дизайна
  • Кожаная обивка была глубоко прошита пуговицами
  • Сиденье располагалось довольно низко
  • Подлокотниками служили удобные валики
  • Подлокотники и спинка располагались на одной высоте

Граф преследовал две цели: сидеть ровно, как подобает джентльмену, облаченному в костюм сложного кроя, и одновременно не испытывать напряжения.

рис. 11. Источник:museum-design.ru

В 1850 году в конструкции Честерфилда был впервые использован пружинный блок. Диваны этого времени в обиходе до сих пор, их можно встретить на аукционах и в антикварных салонах. Стоимость дивана позапрошлого века в среднем обойдется вам в 8000 евро. Стоимость нового экземпляра от компании Chesterfield начинается от 750 фунтов стерлингов (и это с учетом скидки).

Диваны Честерфилд украшали королевские дворцы, офисы, гостиницы, рестораны, джентльменские клубы и роскошные частные дома. Сегодня его можно увидеть отлично вписавшимся в современный интерьер с его нестабильными трендами.

Кстати, отец психоанализа — Зигмунд Фрейд — принимал своих пациентов в кабинете, где стоял кожаный Честерфилд.

Диван в эпоху ампира: назад, в Древний Рим

Эпоха Наполеона — это время открытия античной истории, сотен раскопок и ценнейших находок. Новые знания коснулись не только мира ученых и путешественников, но и повседневной жизни аристократов. Наполеон был буквально помешан на Римской империи, а потому легко сменил пышные интерьеры своих предшественников-королей на рассудочность и холодное великолепие имперского стиля.

Появляется новый тип дивана, который кардинально отличается от изящных канапе и  loveseat Марии-Антуанетты. Это кушетка рекамье, в основе которой лежат формы римской клинии — ложа для трапез и бесед.  Своим названием мебель обязана мадам Рекамье, которая стала первой ее обладательницей (рис. 12).

Ж.Л. Давид. «Портрет мадам Рекамье».

рис.12. Ж.Л. Давид. «Портрет мадам Рекамье». Источник: Википедия

Знать, не привыкшая к столь аскетичным формам, приняла такую мебель с энтузиазмом. Кушетки быстро стали предметом первой необходимости светских модниц. Особое кокетство предмету придавала маленькая подставка под ноги. Кушетки делали из ореха, красного  дерева, палисандра, использовали декор из бронзы.

Сегодня кушетка с изысканной S-образной спинкой не менее популярна среди владельцев больших домов и роскошных апартаментов (рис. 13).

Современная кушетка рекамье.

рис. 13. Современная кушетка рекамье. Источник: 1025theparty.com

Диваны XIX века

Мастер Генрих Гамбс известен не только злополучными стульями из романа Ильфа и Петрова.

Прусский мебельщик учился и работал в Санкт-Петербурге, его мебель пользовалась успехом у состоятельных горожан. Это была добротная мебель в классическом стиле, которую покупал сам Пушкин. Например, в счёте «государю Пушкину» в 1832 г. было перечислено 15 предметов на сумму 1630 рублей, которые поэт заказывал в мастерской Гамбса. Среди них есть и диван, который вполне мог выглядеть так (рис.14):

рис. 14. Источник:4.bp.blogspot.com

Диванная эклектика и ар нуво

Конец XIX века — это время эклектики. Гостиную английского аристократа могли наполнять предметы совершенно разного стиля, и казалось бы, разных эпох. Но это не так. Мебельщики, как художники и архитекторы копировали образцы предыдущих веков, привнося свои идеи и детали. Например, этот диван (рис.15) не эпохи Наполеона, как может показаться, а 1880 года.

рис. 15. Источник:antiquesworld.ru

А вот этот диван (рис. 16) хотелось бы видеть в Версале времен Людовика XIV, но это опять работа XIX века.

рис. 16. Источник: antiquesworld.ru

Порядок восстановился в 1900 году после Всемирной выставки в Париже. Именно там зародился стиль ар нуво или модерн, как его принято называть в России. Мебель модерна, а в частности диваны — это преобладание плавных, естественных линий. Можно сказать, что цель этого стиля — возвращение к природным формам: мастера смотрят в сторону вьющихся растений (рис. 17), морских волн и раковин.

Диван в стиле модерн.

рис. 17. Диван в стиле модерн. Источник: liveinternet.ru

Одна из особенностей диванов ар нуво — это приглушенность цвета обивки, мерцающие оттенки, полутона. Асимметричные формы (рис. 18) — еще один способ оживить изделие, сделать его более “органичным”.

рис. 18. Источник: mebelvbloge.ru

Мой любимый цвет, мой любимый размер: диван Ле Корбюзье

Отгремев, модерн уступил место науке и практичности. В изготовлении мебели стали использовать достижения ортопедии — изучения и лечения нарушений работы костно-мышечной системы.

В 1934 году архитектор Ле Корбюзье создает первый культовый предмет мебельного дизайна — кожаный диван LC5 (рис. 19). Идея идеального соотношения удобства и “сухости” стиля конструктивизм пришла в голову француза в процессе обустройства своей парижской квартиры.  

рис.19. Источник: corbusier.totalarch.com

Ножки дивана — это часть металлического трубчатого каркаса. Высокие и изящные, они создают ощущение невесомости довольно массивного предмета. В архивах Ле Корбюзье хранится несколько вариантов дивана, который стал идеальным во всех отношениях.

LC5 — отправная точка для современного интерьера, основа лаконичной и продуманной обстановки XXI века.

Диванные фантазии Сальвадора Дали

Наряду с холодным практицизмом и трезвым взглядом на потребности человека, создаются немыслимые для тех лет изделия. Сюрреалистичные идеи Сальвадора Дали касаются не только живописи, но и всего его окружения от столовых приборов до архитектуры. Предмет в его руках теряет свой изначальный смысл, и даже такое простое изделие как диван претерпевает метаморфозы.

Знаменитый алый диван в форме губ секс-символа 30-х актрисы Мэй Уэст (рис. 20) до сих пор с триумфом копируется и продается. При этом несложно догадаться, что предмет создан не для сидения, а как идея и вызов.  Дали сделал несколько вариантов “губ”, один из которых оформляет знаменитую комнату Мэй Уэст его дома в Фегерасе.

Сальвадор Дали и испанский дизайнер Оскар Тускетс Бланка.

рис.20. Сальвадор Дали и испанский дизайнер Оскар Тускетс Бланка. Источник: dali-genius.ru

На этом диванные происки Сальвадора Дали не закончились. Еще один более практичный и чуть менее вызывающий предмет — это S-образный двухместный диван Vis-à-vis de Gala (рис.21), который был воссоздан уже современными дизайнерами по эскизам сюрреалиста. Диван для влюбленных интровертов.

рис. 21. Источник: designstory.ru

Диваны СССР

Сталинский ампир произвел на свет тяжеловесные, монументальные диваны, их обивали бархатом темных насыщенных оттенков и натуральной кожей.

Такие диваны не антиквариат, поскольку им еще нет 100 лет, но ценятся как старина и стоят от 50000 рублей (в хорошем состоянии).

рис.22. Источник: servantoff.ru

Время оттепели коснулось и диванов. Громоздкие формы буквально растаяли, уступив место примитивным и минималистским изделиям. Для уставших от коммуналок советских граждан стало доступным собственное жилье, а значит появилась потребность в большом количестве мебели. Количество отразилось на качестве, о чем знают и помнят многие из нас.

В 60-х появился знаменитый диван-кровать (рис.22), который превратил спальню в гостиную и позволял оставлять гостей на ночь.

рис. 23. Источник: gallery.ykt.ru

Для снижения стоимости мебели стали применять ДСП, фанеру и полимерные материалы.  Дизайнеры делали попытки копировать образцы из западных каталогов, но на свет все равно появлялись унылые модели, которые сейчас называют одним словом — “советские”. Часто это происходило не от бездарности авторов, а от специфики производства тех лет.

Диваны: современные разработки

Диваны нового поколения — это квинтэссенция комфорта и эстетики. Дизайнеры не ограничены формой, поэтому в мебельном салоне легко встретить кушетку в стиле ампир и изделие, не поддающейся описанию формы.

рис. 24 Источник: dizajn-intererov.ru

И все же можно выделить несколько тенденций, которым отвечают современные мягкие диваны и все его разновидности (кушетки, канапе, софы и т.д.)

  • Многофункциональность

Раскладным диваном сегодня мало кого удивишь, но теперь можно найти не только ветерана отечественного рынка — диван “книжка”, но и с десяток других систем. Например, диван-двухъярусная кровать (рис. 24)  — находка для небольших квартир.

рис. 25. Источник: links-stroy.ru

  • Модульность

Модульные диваны — один из современных трендов. “Сделай диван таким каким ты хочешь” — девиз дизайнеров, которые придумывают изделия, состоящие из  отдельных блоков. С их помощью легко соорудить диван, кровать, кресла или просто пуфы — все зависит от изначальной конфигурации.

рис. 26.  Источник: amberlynnejohnson.com

  • Мобильность

Сам по себе диван — предмет тяжелый. Но современные изделия не идут ни в какое сравнение с диванами прошлого века. Мы часто меняем не только обстановку в комнате, но и  место жительства. Диваны становятся легче, некоторые модели можно даже разбирать.

А например, чтобы переставить мебель сталинских годов, вам потребуется созвать на помощь всех соседей.

Диван — не просто символ отдыха и лени, но и катализатор развития языков.  На свет появились такие выражения на русском как “диванные войска”, “диванные эксперты”, на английском — “couch potatoes”, что означает “домосед” (дословно — диванная картошка). Не говоря уже о сотнях анекдотов и интернет-мемов.

Пожалуй, диван — это чуть больше, чем мебель.

Людмила Лебедева

по заказу mebel-news.pro

При перепечатывании прямая активная ссылка на эту страницу обязательна.

.