Многие дети, достигшие школьного возраста, не готовы идти в школу: они не приучены к дисциплине и труду, не могут долго сидеть на одном месте, рассеяны и не «слышат» учителя. Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у дошкольника знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения таких школьных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.
Физическая готовность ребёнка определяется хорошим состоянием здоровья, готовностью руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, достаточным развитием культурно-гигиенических навыков и др. Физическая готовность составляет основу для психологической готовности ребенка к школе.
Психологическая готовность — это уровень интеллектуального развития, который допускает наличие у ребенка знаний об окружающем мире, любознательности и познавательных интересов: восприятия, памяти, мышления и речи. Важным компонентом психологической готовности к обучению в школе является нравственно-волевая готовность дошкольника, позволяющая ему проявлять самостоятельность, уметь контролировать свое поведение, быть внимательным на уроках, целенаправленно запоминать учебный материал.
Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании ребёнка. Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.
Вся дошкольная жизнь ребёнка — это и есть подготовка к школе. Дошкольное образование является неотъемлемой частью всей образовательной вертикали и включает в себя:
— приобретение необходимых для первоклассника знаний;
— приобретение навыков нахождения в коллективе;
— приучение дисциплине и труду.
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает, что у ребенка должно быть желание идти в школу, он должен уметь дружить со сверстниками и выполнять требования учителя. Этим вопросам в детском саду воспитатели уделяют большое внимание, и считается, что ролевые, сюжетные игры помогают решать такие задачи. Постепенно ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для
него, как ступенька к взрослости, а учёба — как ответственное дело, к которому все относятся с уважением
Считается, что дети 5-6 лет имеют большие интеллектуальные, физические и психические возможности. В дошкольный период знания усваиваются детьми в большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной для ребенка форме, в привычных для него видах деятельности. Детей в этом возрасте можно успешно обучать началам математики и грамоты, чем значительно улучшить подготовку к школьному обучению. Задача воспитателя — вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения.
Необходимо воспитать в ребёнке любознательность, потребность в поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.
Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное и не нужное самому ребёнку. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом.
Воспитатели должны как можно больше читать дошкольникам. Чтение учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем грамотнее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.
Нужно учить дошкольников рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать, так как эти занятия учат их видеть окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину. Одновременно это дает возможность научить ребёнка троить планы, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.
Большое внимание при подготовке детей к школьному обучению необходимо уделять формированию у дошкольников графического навыка, который он приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам. Точность графических действий зависит от ловкости пальцев и кистей рук. Для развития мелкой моторики рук чаще всего используют массаж кистей рук и пальчиковую гимнастику.
При подготовка к школе занятия необходимо развивать три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое (понятийное). Большое значение в подготовке детей к школьному обучению придается развитию вербальной (устной) и механической (заучивающей) памяти. Одной из причин плохого усвоения грамоты является неправильное вербальное воспроизведение детьми правил. Механическая память — это запоминание учебного материала, которое получило в педагогической практике название «зазубривание». Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного обучения в школе.
Поступление в школу является очень важным событием в жизни ребенка: появляются новые наставники, новые друзья, на замену игрушкам приходят учебники и тетрадки. Важно заранее создать в сознании ребенка положительное отношение к школе. Родители не должны вести негативные разговоры о школе, о школьном обучении в присутствии ребёнка. Формирование положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе. Для решения этих задач проводят экскурсии в школу, беседы о школе и устраивают игры в школу. Рациональное построение режима дня рождает привычку у детей к регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует их, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью.
Важная задача — научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование. Преемственность с точки зрения детского сада — это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.