Родился в Минске. Образование – архитектурный факультет БПИ (БНТУ).
Главный архитектор проектов в институте «Белпромпроект». Работал в Германии.
С 1996 года частная практика. Член Белорусского союза архитекторов. Член Белорусского союза дизайнеров.
Александр, лет 10 назад Вы, успешный зодчий, практикующий не только в Беларуси, но и за рубежом, из большой архитектуры пришли к камерному искусству – интерьерам, объясняя свое решение тем, что видите здесь больше художественных возможностей. Надо признать, дизайн интерьера от этого только выиграл. Да и Вы сами стали в этом жанре истинным Мастером. Насколько эволюционировал Ваш авторский метод, профессиональное видение от первого интерьера до последнего?
Мне кажется, я был намного талантливее в детстве. Не припомню, чтобы кто-либо лучше меня рисовал или придумывал в школе. Еще тогда я изучил историю архитектуры и попробовал себя во всех стилях и направлениях. Правда, долго не мог определиться, за кем пойти – за минималистом Мис Ван дер Роэ или за модернистом Ле Корбюзье, а может, за органической архитектурой Франка Ллойда Райта. Если серьезно, то со временем эволюционировал в сторону большего занудства. Если раньше проект по объему вмещался в ученическую тетрадку, то теперь это тысячи листов чертежей и эскизов. Перестал прощать себе ошибки. Раньше моя работа была похожа отчасти на вождение автомобиля с закрытыми глазами, теперь я себе такого не позволяю!
А самый «родной» интерьер для Вас…
У меня нет родных интерьеров или двоюродных. Постепенно старые работы уходят из актива. Порою даже корону от успешных реализаций не удается вдоволь поносить!
Интересно, что со временем кривое зеркало моментных оценок, ощущений растворяется, начинаешь видеть и ценить свою работу не в смысле, что труднее всего далось, а с точки зрения, что удалось!
С чего Вы начинаете работу над новым заказом? Как возникает образ будущего интерьера? Случается ли, что он начинает воздействовать на процесс проектирования, вовлекая Вас в свой водоворот?
Работа над новым заказом начинается задолго до момента появления самого заказа. В голове одновременно есть 250 заготовок, которые возникли под какими-то впечатлениями, спровоцированы каким-то вызовом, навеяны каким-то конкретным материалом и так далее. Они проходят продолжительную огранку под влиянием моды, времени, собственного опыта. Начинаешь понимать все нюансы различий между ними. Они роятся в голове, порою не давая покоя ни днем, ни ночью.
И тут возникает Его Величество Заказчик! И вот одна идея уже пошла в дело. Уже легче. А как быть с остальными? Ждут своей очереди. Некоторые так и останутся фантомными желаниями.
Можно ли говорить о какой-то степени свободы в частных интерьерах? И в чем успех взаимодействия дизайнера и заказчика?
На первый взгляд кажется, какая тут может быть свобода: что сказал заказчик, то и делай! Но этот же вопрос встает перед тобой на второй день работы. Слишком много свободы!!! Хочется спросить что-либо у заказчика. А что? Еще сам не понял. Именно в этот момент и важно, чтобы никто не «выкручивал руки» дизайнеру. Ведь сами заказчики далеко не всегда представляют себе, чего они хотят, особенно в деталях и нюансах. И вот тогда тебе приходится выступать проводником, иногда и психологом. А это и есть степень свободы!
Успех взаимодействия заказчика и дизайнера заключается в правильном выборе друг друга.
С развитием технологий, появлением палитры новых материалов любая идея, даже самая фантастическая, может быть реализована. С какими материалами любите работать Вы?
Я, грубо говоря, как мусороперерабатывающий завод, привык работать с любым материалом. У нас такие обстоятельства, что заказчик не выбирает себе дизайнера или архитектора, а дает задание – и все, за небольшим исключением. Ротации заказчиков среди дизайнеров тоже нет. Допустим, я делаю современный дизайн, а кто-то из моих коллег занимается классикой, тогда мы меняемся заказчиками согласно профилю своего творчества. И это правильно, потому что в специализации можно достичь большей глубины владения темой и, как говорится, «войти в роль» сполна. Такой подход позволяет лучше и детальнее знать рынок услуг и предложений, накопить ценный опыт и получить определенный кругозор в своей сфере.
В последнее время я предпочитаю работать в классике. Мне азартно!!! Это сфера, где действительно нужен профессионализм в традиционном понимании этого слова.
Ваши интерьеры, разнообразные и по функциональной, и по стилевой направленности, всегда свежи и уместны, удивительно гармоничны, иногда сдержанно-строги, иногда изящно-тонки. В них присутствует внутренняя экспрессия и в то же время – это мои личные ощущения – некая отстраненность – не холодная, бездушная, а та, которая «НАД»… Так поэты, возвышаясь над обыденностью, умеют передать силу чувств и истину высоких материй… Погружаясь в творчество, чувствуете ли Вы себя немного поэтом, которому подвластно всё?..
Делать интерьер – это не картину писать. Творчество наше имеет прикладной характер. Но все же достичь «высоких материй», думаю, возможно. А секрет кроется в том, чтобы разгадать тайну места, материала, света, да и «расшифровать» портрет заказчика, по большому счету. Я не люблю визуализаций и даже боюсь их – они как раз способны убить эту магию, потому что абстрактны, и могут выбросить «ребенка» вместе с грязной водой. Заметьте, на визуализациях все интерьеры одинаковые, а в реальности получаются разные.
Я не против визуализации – она приближает к реальности и даже помогает неопытным дизайнерам справиться с задачей. Но я привык конструировать интерьер аналитически, учитывая все факторы и нюансы в реальности, просчитывая всё до полной ясности! Образно говоря, не люблю давить на педаль акселератора под диктовку навигатора. Уже потом, под готовую работу можно и визуализацию заказать, если есть такое желание у заказчика. Так, в принципе, делают на Западе.
Лет 5 назад у нас с Вами случилось хорошее, содержательное интервью на тему «Когда интерьеры будут «большими». В нем Вы коснулись практически всех аспектов дизайнерского искусства. Говорили о профессии и о стилистике, особенностях творчества, затронули вопросы белорусской школы дизайна интерьера, отметив, что о ней (цитирую) «можно будет говорить только тогда, когда появятся мастера, которые не теоретически, а практически смогут передать свое мастерство». Приблизилось ли это время?
Ситуация с тех пор запуталась и затуманилась еще больше. Трудно посчитать, сколько сегодня выпускается дизайнеров различными учреждениями образования, не ошибусь, если скажу – десятки тысяч. Сегодня только ленивый не занимается дизайном. Все бы ничего, работы по «культивации» среды обитания много! Но, к сожалению, эта ситуация сломала рынок! На каждом углу предлагается «бесплатный дизайн». Посмотрите, ведь нам не предлагают прокатиться в такси бесплатно или перекусить в ресторане за его счет. О каком качестве может идти речь?!
Мне лично надо десять лет задом наперед бежать, чтобы «достичь» такого уровня дизайна, на котором делаются некоторые значимые объекты у нас. Может, никто не замечает этих недостатков, но я не могу их не видеть. А ведь нам всем хочется жить, как в Европе!
Интерьер – это отражение внутреннего мира человека. Не сочтите вопрос нескромным, но все-таки – какой Вы – человек, профессионал? Что движет Вами в творчестве и в жизни?
Дизайн сегодня в каком-то смысле можно сравнить с религией. Атеизм завладел цивилизацией, но потребность в тайне, защищенности, убежденности в каких-то идеалах остается с человеком. Поэтому дизайн как предмет рефлексии способен «заморочить» голову на какое-то время, а может быть, и надолго!
Ведь Бог дал нам «костюмчик», я имею в виду наше тело, чтобы поносить в нем душу. Так же и дизайн – он создает вокруг нас иллюзорный мир хоть на какой-то отрезок времени, спасая от тьмы неопределенности…
И последний вопрос: над чем Вы сейчас работаете?
Как бы это ни банально звучало – над самим собой работаю… Ведь я по восточному гороскопу Огненная Обезьяна – это еще то-о-о!!!
* Литературная вольность (крылатое латинское выражение).
Беседовала Валентина Мартинович
По информации: obstanovka.by